«Я русский композитор, и моя Родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка — это плод моего характера, и поэтому это русская музыка». Из письма Сергея Рахманинова к Надежде фон Мекк.
В Большом зале Московской консерватории исполнили произведения двух русских гениев мировой музыки — Сергея Рахманинова и Петра Чайковского. Концерт был приурочен к грядущему 150-летию со дня рождения Рахманинова, юбилей которого страна будет отмечать в 2023 году. На вечере исполнили грандиозный Третий фортепианный концерт Рахманинова и «монументальный гимн жизни», музыкальный символ России — Первый фортепианный концерт Чайковского. Произведения исполняли Симфонический оркестр Государственной филармонии Алтайского края. Солировали Елена Дроздова и Александр Лубянцев. О переплетении судеб великих музыкантов рассказал меценат и волонтер культуры Денис фон Мекк (прямой потомок семей фон Мекк, Чайковских).
Судьба связала «самого известного русского композитора» Петра Ильича Чайковского и «самого русского композитора» Сергея Васильевича Рахманинова, тогда еще просто Сережи, во время его учебы в Московской консерватории. Имеющий возможность слышать, как играет мальчик, Чайковский предсказал ему великое будущее и в последствии помогал молодому композитору издавать и публично исполнять его сочинения. Даже ходил в Большой театр на репетиции «Алеко» — первой оперы Рахманинова, его выпускной работы в консерватории.
В свою очередь, начинающий композитор отвечал ему взаимностью. Рахманинов боготворил Чайковского, и это отношение оставалось неизменным на протяжении всей его жизни. Стоит добавить исключительную роль Петра Ильича в формировании художественного мировоззрения музыкальной молодежи. Его заветы жили в классах С. И. Танеева, А. С. Аренского, М. М. Ипполитова-Иванова. Благодаря ему в Московской консерватории был высокий профессиональный уровень теоретического образования учащихся специальных и исполнительских классов.
В свою очередь, начинающий композитор отвечал ему взаимностью. Рахманинов боготворил Чайковского, и это отношение оставалось неизменным на протяжении всей его жизни. Стоит добавить исключительную роль Петра Ильича в формировании художественного мировоззрения музыкальной молодежи. Его заветы жили в классах С. И. Танеева, А. С. Аренского, М. М. Ипполитова-Иванова. Благодаря ему в Московской консерватории был высокий профессиональный уровень теоретического образования учащихся специальных и исполнительских классов.
Вот как вспоминали слова Рахманинова познакомившиеся с ним уже в 30-е годы в США А. и Ж. Торпы: «Он вдруг подсел к фортепиано и, начав что-то наигрывать, перешёл скоро на «Евгения Онегина», эту оперу Чайковского он, очевидно, очень любил. Больше часа играл он разные отрывки из оперы, всё время подпевая себе и повторяя любимые места. Потом, внезапно остановившись, он поднял голову и сказал: «Когда я был в Москве с Чайковским, я думал о нём как о божестве. Я и теперь думаю так же».